Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предмет исследования – стратегия социально-экономического развития региона.
Объект исследования – Республика Дагестан.
Цель исследования - оценка стратегии социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан).
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность социально-экономического развития регионов;
- определить нормативно-правовые основы управления социально-экономическим развитием региона;
- выявить особенности социально-экономического развития региона в современных условиях;
- провести анализ текущего уровня развития управления социально-экономическим положением в Республике Дагестан;
- определить направления совершенствования управления социально-экономическим развитием региона.
Социально-экономическое развитие региона - это планомерный управляемый процесс направленный на достижение качественного изменения социальной сферы и экономического благосостояния, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления региональным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой работы.
Эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ, основанных на инновационных методах и технологиях, является широкое использование информационного обеспечения и новшеств в данной области. Последовательное их применение позволяет учесть специфику государственных и муниципальных структур в проведении инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики, децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень. Расширение, углубление и активное внедрение информационных технологий в направлении реформирования государственного и муниципального управления представляется очень важным. Актуальность этого направления обусловила формирование множества подходов к пониманию сущности информационного обеспечения стратегического планирования и инструментов его организации.
Актуальность работы обусловлена следующим.
Во-первых, в большинстве регионов не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления региональным развитием.
В-вторых, многие владеют методологией информационного обеспечения стратегического планирования на недостаточном уровне.
В-третьих, необходима активная цифровизация социально-экономического развития регионов, эффективность которой доказана опытом зарубежных стран.
Решение вышеперечисленных проблем требует комплексного программного подхода. Применение программного подхода объясняется необходимостью повышения качества разработки и эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
1.1 Сущность социально-экономического развития регионов
Специфика регионального управления определяется, прежде всего, особенностями региона как объекта управления, включающего все стороны жизни людей методы регионального управления, по нашему мнению, можно определить как совокупность целенаправленных форм воздействия (нормативно-правовых, финансово-кредитных, налоговых и т.д.) на условия функционирования объектов управления и взаимосвязей между ними с целью достижения максимальногосоциально-экономического эффекта .
Главная цель управления социально-экономической ситуацией состоит в улучшении качества жизни населения местного сообщества, и увеличение его вклада в развитие всего общества .
Экономическое развитие региона является одним из первоочередных аспектов его конкурентоспособности и стратегического благополучия. Он включает в себя такие основные показатели:
- развитие производства,
- ВВП на душу населения,
- уровень дохода,
- уровень благосостояния населения,
- другое.
В России одной из сложнейших проблем является диспропорции регионального развития. Все регионы очень неоднородны, имеют разный экономический и социальный потенциал. Особенно сильно выделяются диспропорции регионального развития в Среднем Поволжье, на Юге России, в Северной части. Верхнее Поволжье т Центральная часть России достаточно стабильны и схожи по уровню развития.
Следует отметить, что особенно сильно выделяются регионы, в которых представлены мегаполисы, такие как Москва, Екатеринбург, Казань, Самара и т.п. В противовес им в России есть очень депрессивные регионы, требующие огромных дотаций только для поддержания достаточного для минимального обеспечения уровня жизни населения.
Следовательно, экономический фактор наряду с процессом демократизации является определяющим в стратегии становления и развития местного самоуправления .
Вопросы регионального развития затрагивают прежде всего жителей территории региона и поэтому в формировании системы управления (органов власти) должно участвовать население, которое посредством своего волеизъявления определяет структуру органов исполнительной власти регионального управления и принимает участие в согласовании региональных программ, оценке эффективности их реализации. .
В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти проводят самостоятельную социально - экономическую политику. Региональная социально - экономическая политика может рассматриваться в виде комплекса мер, которые осуществляют органы региональной власти. Меры направлены на расширение экономического потенциала муниципального образования и повышение эффективности его использования, повышения конкурентоспособности предприятий, расположенных в регионе. Основная цель региональной социально - экономической политики - рост качества жизни, через обеспечение занятости, создание налоговой базы для регионального бюджета .
Основными задачами региональных органов управления по разработке и реализации социально-экономического развития являются:
- определение наиболее существенных диспропорций в экономике региона;
- формирование стратегических целей по совершенствованию структуры экономики региона;
- выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразований экономики региона;
– создание и обеспечение функционирования организационно- экономического механизма в части регулирования и поддержки преобразований в экономике .
Для достижения целей территориального развития используется потенциал территории. Для социально-экономического развития важным является наличие условий и использование факторов управления.
Система стратегического планирования социально-экономического развития региона преимущественно представлена следующим образом (рис.1.):
1.2 Нормативно-правовые основы управления социально-экономическим развитием региона
Социальное развитие региона является приоритетно задачей органов государственной власти и управления, ответственных за обеспечение качества жизни населения территории. В стратегии социально-экономического развития каждого региона, субъекта Российской Федерации обязательно определены задачи социального развития и полномочия органов власти по их реализации.
Социальное развитие включает в себя широкий спектр вопросов, которые можно разделить на несколько больших блоков:
1) обеспечение качества жизни населения за счет:
- предоставление необходимого для нормальной жизнедеятельности человека комплекса социальных услуг,
- обеспечение необходимого уровня прожиточного минимума,
- создание инфраструктурных и институциональных условий для обеспечения качества жизни,
- повышение демографических показателей региона;
2) развитие законодательства, регламентирующего создание и развитие организационно-экономических и социальных механизмов достижения высокого уровня качества жизни:
- разработка новых законов в области обеспечения высокого качества жизни разных категорий населения,
- разработка методов обеспечения соблюдения действующего законодательства по защите социальных прав граждан,
- разработка программ социального развития региона;
3) развитие здравоохранения:
- строительство новых медицинских учреждений,
- повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения,
- повышения доступности обеспечения населения необходимым лекарственными препаратами,
- реализация эффективных мероприятий по профилактике заболеваний и оказания необходимой помощи различным категориям населения;
- пропаганда здорового образа жизни населения;
4) развитие культуры и образования:
- строительство новых образовательных учреждений и учреждений культуры,
- осуществление пропаганды значимости хорошего образования и высокого культурного уровня развития человека,
- стимулирование стремления населения к получению новых знаний и участию в наращивании культурного богатства страны и региона,
- финансово-экономическая, правовая и организационная поддержка образовательных и культурных организаций,
- активная работа с молодежью и детьми по формированию их культурно-образовательного уровня развития,
- разработка и реализация программ патриотического воспитания населения;
5) решение проблемы трудовой занятости населения региона:
- создание благоприятных условий для создания новых рабочих мест,
- обеспечение защиты трудовых прав граждан,
- повышение правовой грамотности населения по защите своих трудовых прав,
- обеспечение эффективного взаимодействия работодателей и работников на рынке труда,
- формирование трудовой инфраструктуры;
6) развитие участия общественных институтов и организаций в социальном развитии региона:
- привлечение внимания общественности к социальным проблемам региона и их решению,
- координация деятельности общественных организаций по решению социальных проблем населения,
- формирование механизмов активного взаимодействия региональных органов власти, общественных организаций и населения в решении социальных проблем региона.
Для реализации всех вышеуказанных задач в каждом регионе формируется разветвленная система органов власти и управления, представленная министерствами и ведомствами, комитетами, инспекциями, деятельность которых охватывает все социальные аспекты жизни населения и позволяет обеспечивать их упорядочивание и решать социальные проблемы.
Первоочередным нормативно-правовым актом, определяющим стратегическое социально-экономическое развитие региона является стратегия социально-экономического развития. Она разрабатывается региональными органами управления и во-многом соответствует ключевым направлениям Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
На основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в субъектах Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, который обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также формирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на 2019-2030 годы. // Консультант Плюс (дата обращения: 12.09.2021)
Монографии и научные материалы
2. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2017 – 256 с.;
3. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров.- М.:Юрайт, 2018. - 378 с.
4. Государственное предпринимательство в региональной экономике. Учеб.пособ. /Савченко В.Е., - М.: ИНФРА, 2018. 389 с.
5. Государственное регулирование экономической деятельности/ Агапов А., Балэкс М., Грехем К., Коршунова Т и др. М:Юрист, 2018. 531 с.
6. Государственное регулирование экономической деятельности/ Агапов А., Балэкс М., Грехем К., Коршунова Т и др. М:Юрист, 2019. 531 с.
7. Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-etap-razvitiya-programmno-tselevogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 22.02.2020).
8. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
9. Кобилев А.Г., Кирнев А.Д. рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Р/н-Д:Феникс, 2013. 432 с.
10. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. - 2016.- № 5 (35). - С. 2–17
11. Копытова Е.Д. Современные методы в управлении развитием территории: анализ российского опыта // Вопросы территориального развития. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-v-upravlenii-razvitiem-territoriy-analiz-rossiyskogo-opyta (дата обращения: 18.10.2021).
12. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015 . с.177
13. Отчет Дагстата // https://dagstat.gks.ru/
14. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. 2016. - № 35 (707). - С. 37–48.
15. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика / И.В Сударушкина // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. – Т. 6. – № 1 (18). – С. 182–184.
16. Тычинская И. А., Комаревцева О. О. Разработка инвестиционного паспорта региона как эффективного маркетингового инструмента привлечения инвестиции // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-investitsionnogo-pasporta-regiona-kak-effektivnogo-marketingovogo-instrumenta-privlecheniya-investitsii (дата обращения: 17.06.2020).
17. Хайруллов Д.С., Давыдова Л.А.Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования// Вестник Казанского технологического университета.–Казань.–2012.–No23.–С.207–214
18. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessov-regionalnogo-razvitiya-i-upravleniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.10.2018).
19. Чалдаева Л.А. Риски современного предпринимательства: характерные особенности и практика эффективного управления. Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация. Монография / Под общ. ред. ректора Финансового университета, д.э.н., профессора М.А. Эскиндарова. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2017. – 466 с.
20. Юзефов В. С. Цифровая экономика в России / В. С. Юзефов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 4 (94) Часть 2. — С. 44—46. doi: 10.23670/IRJ.2020.94.4.031